Изучить образцы и (или) фотографии существующих изделий

В данном случае образец изучался ви­зуально в течение получаса. Можно уве­личить время изучения и дополнительно использовать сведения о технических ха­рактеристиках и внешнем виде изделия, например, путем непосредственной его эксплуатации проектировщиком. 2 Определить очевидные несоответствияи противоречия в компоновке и назна­чении деталей конструкции.А. Поиск визуальных несо­ответствий. Речь идет о таких особенностях конст-



Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)


Рис. 9.3


рукций, которые не могут быть обнару­жены без небольшого, но все же ощути­мого сдвига внимания, т. е. об элементах, вызывающих легкое удивление у наблю­дателя. Восприимчивость к визуальным несоответствиям быстро повышается с приобретением практического навыка и часто значительно более выражена у лиц, имеющих отношение к изобразительному искусству.

В мотоцикле обнаружены следующие визуальные противоречия:

Кривизна крыльев не повторяет фор­му колес.

Вертикальное положение цилиндра двигателя при наклонном положении почти всех остальных деталей.

Компактное расположение всех дета­лей, за исключением области у головки цилиндра, где на первый взгляд прост­ранство используется нерационально. Та­кое впечатление усиливает форма верх­ней части топливного бака и его плоской нижней поверхности.

Высокое расположение бака и си­денья и низкое расположение коробки передач. Вызывает удивление тот факт, что между ними имеется открытое про­странство.

Б. Выявление функциональ­ных противоречий, т. е. несо­ответствий между изделием и средой.

При изучении мотоцикла были найдены следующие функциональные противо-


речия:

Положение ног водителя в непосред­ственной близости от движущихся и на­гревающихся частей, которые не полно­стью защищены: недостаток общеизвест­ный, но широко распространенный.

Наклон передней эллиптической вил­ки наводит на мысль, что можно доби­ться более полного согласования харак­теристик управления мотоциклом с тре­бованиями его эксплуатации, качеством дорожного покрытия и удобством води­теля.

Выхлопная труба значительно длин­нее, чем она могла бы быть при другом положении цилиндра.

Не видно серьезных причин для вертикального расположения цилиндра. (Второстепенной причиной могло бы быть стремление обеспечить горизонталь­ное прохождение воздуха через охлажда­ющие каналы, однако представляется возможным сделать эти каналы гори­зонтальными и при наклонном положе­нии цилиндра.)

Отсутствие принудительного охлаж­дения наводит на мысль, что эксплуа­тационные характеристики двигателя ни­же, чем они могли бы быть при данных размерах двигателя.

Почему так элементарны средства подачи топлива и воздуха в двигатель мотоцикла? Почему не используется топливный насос или нагнетатель?

Если проследить всю конструкцию от втулки ведущего колеса через транс-





3 Определить причины этих несоответст­вийи доказать целесообразность изме­нения художественно-конструкторского

решения.

Обнаруженные несоответствия относятся главным образом к цилиндру и топлив­ному баку. Причинами принятого распо­ложения могут быть:

а) Опыт проектирования педальных ве­лосипедов, в которых остается мало ме­ста для дополнительных элементов, за исключением зоны между педалями и по­перечиной рамы.

о) Большой диаметр колес первых мо­тоциклов. Теперь при наличии хороших дорог и усовершенствованной конструк­ции шин и подвески это не является не­обходимостью.

в) Низкая стоимость мотоциклов, что в
прошлом являлось препятствием для
использования топливного насоса или
принудительного охлаждения.

г) Неудобное положение рулевой колон­
ки, обусловленное большим диаметром
переднего колеса.


б) более низкого размещения сиденья и
изменения позы водителя;

в) уменьшения пространства, необходи­
мого для обтекания цилиндра воздуш­
ным потоком (используя принудитель­
ное охлаждение);

г) наклона цилиндра вперед и размеще­
ния бака позади цилиндра, т. е. создания
невысокого компактного силового бло­
ка, с которым соединены колеса, под­
веска рулевой колонки и сиденье;

д) обеспечение такого положения руле­
вой колонки и других органов управле­
ния, которое не влияет на положение
водителя, так как используется более
гибкая связь последнего с системой
управления.

Указанные соображения нельзя при­менять механически без серьезного изу­чения их практичности. Тогда может выясниться, что противоречия, обнару­женные в начале работы, либо неизбеж­ны, либо таковы, что их можно ликвиди­ровать, использовав технические дости­жения, появившиеся уже после придания мотоциклу его нынешней формы. Ста­бильность или нестабильность проектной ситуации - достойный предмет исследо­вания.

Замечания

Цель состоит в том, чтобы определить противоречия и компромиссы в проек­тировании, неизбежные в прошлом, но которые можно ликвидировать в буду­щем Предполагается, что подобные про­тиворечия в конструкции УХУД™™^ же и внешний вид изделия и что опыт в визуальном изучении спроектирован­ных предметов позволяет быстро их об-н руж£ ь. Возможно, что оперативность,



Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)



с которой художники-конструкторы мо­гут улучшить изделие, объясняется глав­ным образом их восприимчивостью к ви­зуальным несоответствиям и их способ­ностью представить себе возможный от­ход от традиционных художественно-конструкторских решений. Уязвимое место этого подхода состоит в высоких затратах на оценку осуществимости пред­лагаемых изменений. Реализация предло­жений зависит от целого ряда причин, обусловивших первоначальное художест­венно-конструкторское решение, и их не­обходимо тщательно изучить, если пред­лагается коренная переработка конст­рукции. Очевидно, что визуальные несо­ответствия являются хорошей отправ­ной точкой для изучения конструкции. В дальнейшей работе такие исследования будет легче проводить, если выработа­ется привычка регистрировать, а не пре­давать забвению те рассуждения, на кото­рых основывается каждое художествен­но-конструкторское решение.

Применение

Метод может применяться при разработ­ке любого изделия, конструкция которо­го не менялась в течение длительного периода. Он в особенности полезен в тех случаях, когда в конструкцию уже вносились незначительные изменения в зависимости от условий эксплуатации, но когда конструкция еще не подвергалась существенной переработке.

Обучение

У любого художника-конструктора должны быть в значительной степени раз­виты обостренное восприятие визуаль­ных несоответствий, умение делать выво­ды и способность сопоставлять альтерна­тивные решения. Однако наилучшие ре­зультаты этот метод даст при наличии художественного образования и глубо­ких знаний технологических трудностей и других причин, препятствующих реали­зации проекта. Однажды изучив этот ме­тод, его затем легко применять на прак­тике.

Стоимость и время

Затраты могут быть достаточно высо­кими, если для проведения подобной


экспертизы изделия необходимо при­влечь к работе опытного художника-конструктора. Многие конструкторы, работающие в областях, отличных от художественного конструирования, мо­гут почувствовать себя достаточно ком­петентными для использования этого метода даже без особой тренировки в области визуальной оценки.

Библиография

Литературы, освещающей описанный ме­тод, нет. Автор разработал его путем обобщения собственного опыта художе­ственного конструирования. Однако ме­тод этот бессознательно используется многими художниками-конструкторами, в особенности теми, кто больше внима­ния уделяет функции изделия, чем его внешнему виду.

9.4 Интервьюирование потребителей

Цель

Собрать информацию, известную только потребителям данного изделия или си­стемы.

План действий

1. Выявить ситуации потребления, имею­
щие отношение к исследуемой проектной
ситуации.

2. Получить согласие всех лиц в рамках
ситуации потребления, на которых может
оказать влияние присутствие интервьюи­
рующего или внедрение нового проекта.

3. Побуждать потребителей к описанию и
демонстрации любых аспектов их дея­
тельности, которые они считают важны­
ми.

4. Направить беседу на обсуждение тех
аспектов деятельности потребителя, ко­
торые имеют непосредственное отноше­
ние к исследуемой ситуации.

5. Зафиксировать во время интервью или
сразу же после него как основные, так и
побочные выводы.

6. Получить замечания потребителей
(если это целесообразно) относительно


1 Выявить ситуации потребления, имею­щие отношение к исследуемой проект­ной ситуации.

Здесь рассматриваются три проектные ситуации:

а) Перекомпоновка кабины машиниста и
пульта управления тепловоза.

б) Исследование возможностей повыше­
ния комфортности автомобильного си­
денья.

в) Разработка системы визуальных ука­
зателей для ориентировки посетителей
внутри большого здания.

Для каждого случая выделены свои особые типы потребителей:

а) Водители тепловозов, дорожные ин­
спекторы и инструкторы.

б) Водители такси и автобусов на даль­
них рейсах (т. е. те, кто проводит в
машине значительно больше времени,
чем владельцы индивидуальных авто­
мобилей» .

в) Курьеры в крупных учреждениях и
различные посетители, с трудом ориенти­
рующиеся внутри больших зданий.


реализации сделанных предложений, а за­тем получить разрешение на последова­тельное проведение опроса на всех про­межуточных административных уровнях Необходима также серия параллельных опросов профсоюзных деятелей, причем и в этом случае начинать надо на том уровне, на котором могут быть одобре­ны или отклонены возможные измене­ния в проекте.

В течение этой по необходимости медленной процедуры согласования обычно наблюдается переход от повы­шенного интереса на уровне руковод­ства через безразличие и пренебрежение со стороны работников среднего звена к ярко выраженному стремлению самих потребителей высказать свое мнение лю­дям, которые действительно проявляют интерес к их работе или могут служить беспрепятственным каналом связи между ними и руководящими лицами администрации и профсоюзов. Обычно опрос кончается тем, что интервьюирую­щий проникается большим уважением к опрашиваемым за то, что они в сущест­венной степени компенсируют такие не­достатки системы, о которых, кроме них самих, никто и не догадывается. В зада­чу интервьюирующего как раз и входит исследование этого несоответствия меж­ду желаемым и действительным.

Пути согласования точек зрения в наших трех примерах были совершенно различными. Поскольку изменения в конструкции кабины тепловоза должны были быть одобрены двумя соперничаю­щими отделами, ответственными за эксплуатацию и за разработку оборудо­вания, нужно было получить согласие ру­ководства обоих отделов. Первая прось­ба была хорошо встречена руководите­лями каждого отдела, так как они увиде­ли в этом возможность ликвидировать информационный барьер между отдела­ми. Поэтому каждая сторона предостави­ла в распоряжение интервьюирующего такие возможности, в которых она отка­зала бы другой стороне. (Когда позднее интервьюирующий попытался использо­вать кажущееся отсутствие информа­ционных барьеров между отделами для обеспечения поддержки проектным пред­ложениям, одна из сторон резко изме­нила свое отношение и наложила вето на дальнейшее изучение вопроса.)



Глава 9 Методы исследования проектных ситуаций (дивергенция)



В случае исследования автомобиль­ного сиденья нужно было начинать опрос на самом нижнем уровне, так как вла­дельцы таксомоторных и автобусных парков не проявили бы никакого инте­реса к использованию выводов интервью для совершенствования сидений автомо­билей индивидуального пользования.

Получение разрешения на опрос курьеров и посетителей внутри большого здания осложнялось тем, что введение новой системы визуальных указателей коснулось бы очень многих администра­тивных работников и могло бы потребо­вать переименования отделов, изменения технологии изготовления указателей и пересмотра штатов работников. Во всех случаях сами служащие и потребители высказали полную готовность к сотруд­ничеству.

3. Побуждать потребителей к описанию и демонстрации любых аспектов их дея­тельности, которые они считают важ­ными.

Полезно составить вопросник, чтобы ин­тервьюирующий помнил об основных спорных аспектах проекта, но нецелесо­образно проводить опрос так, чтобы пот­ребитель понял, что лишь немногие аспекты его работы представляют инте­рес. Цель интервью — заставить потре­бителей спонтанно высказываться о тех аспектах их работы, которыми они наи­более озабочены. К ним могут относить­ся и такие аспекты, о которых сам ин­тервьюирующий не подозревает, хотя они имеют самое непосредственное отноше­ние к формулированию проектных задач. Так, машинисты тепловозов указали на то, что основную трудность в пути для них представляет не ориентирование в показаниях приборов и органах управ­ления, а точное определение местонахож­дения поезда в данный момент. Они определяют его, сопоставляя элементы ландшафта за окном кабины и звук ра­боты двигателя с привычными ассоциа­циями для каждой точки пути. Отсюда можно сделать выводы, что обзор из кабины и звук работающего двигателя (повышающийся или понижающийся в зависимости от уклона дороги) значи­тельно важнее, чем шкалы и сигнальные лампы приборов, характеризующие рабо­ту двигателя. Как и другие операторы,


работающие в кабинах транспортных средств, машинисты оказались весьма чувствительными к сквознякам, к кот.о-1 рым они не в состоянии адаптироваться,! но которых не могут и избежать, так как вынуждены находиться в определенном месте и фиксированной рабочей позе.

Опрос шоферов такси показал, что их больше волнует проблема разборчи-| вости речи в шуме, чем комфортность] сиденья. Они главным образом жало­вались на то, что шум работы двигателя! заглушал едва доходившие до водителя) указания пассажиров, с трудом прони­кавшие через стеклянную перегородку, I отделяющую салон от водителя в англий-1 ских такси. Один из водителей выложил! пол мягким покрытием, чтобы заглу-1 шить шум двигателя в своей машине. [ Всегда полезно уделять внимание тем | примитивным способам, которыми пот-] ребители приспосабливаются к оборудо­ванию, причем важно выяснить, почему! они так делают. Некоторые из опрошен­ных водителей изменили наклон поду­шек сиденья в обратную сторону, что облегчило им доступ к ножному управле­нию.

4. Направить беседу на обсуждение тех аспектов деятельности потребителя, ко-1 торые имеют непосредственное отноше- ] ние к исследуемой ситуации.

Часто конструкторам требуется инфор-1 мация о таких аспектах рабочего про- i цесса, над которыми потребители не имеют оснований серьезно задумываться, так как им удалось успешно приспосо-1 биться к оборудованию. Ни один из опрошенных водителей не находил си­денья неудобным, но интервьюирующий заметил, что большинство из них просто не сознавали неудобного положения своего тела, хотя оно может приводить к снижению уровня внимания, а при | постоянном воздействии в течении дли­тельного времени наносит ущерб их здоровью.

Если интервьюирующий обнаружи­вает, что над некоторыми интересующи­ми его аспектами потребитель специаль­но не задумывался, необходимо в бесе­де вновь сосредоточить внимание на том, что потребитель считает важным. (Эти неосознанные аспекты работы более под­робно рассматриваются в разд. 9.6.)


2343983592496509.html
2344096378510271.html
    PR.RU™